?

Log in

No account? Create an account

ВСЁ ОБ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ АВТОРИТЕТНОГО ИСТОЧНИКА -- NGSHA.RU

Главред Инновационной Интернет-газеты ВАЙЕНШТЕФАН, ведущий аграрный журналист Василий Тютин

Previous Entry Share Next Entry
ГД: Правовые аспекты развития цифровой экономики в АПК
ngsha



Интервью Василия Тютина с заместителем министра сельского хозяйства РФ Иваном Лебедевым.


Пленарное заседание (аудио-стенограмма).

Иван Лебедев: Практику взаимодействия НГСХА с Аналитическим центром Минсельхоза России необходимо продолжить во всех агровузах страны

17 октября 2018 года в Москве в Государственной Думе сотрудник и аспирант ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» Василий Тютин принял участие в расширенном заседании Научно-экспертного совета Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему: «Правовые аспекты развития цифровой экономики в АПК» и парламентских слушаниях на тему: «Законодательные аспекты регулирования правоотношений и товаропроизводителей и торговых сетей» (законопроект №364444-7)





Сценарий цифровой трансформации АПК предполагает системную, ускоренную цифровизацию сельскохозяйственного производства и интеграцию с направлениями программ цифровой экономики. Программа диктует необходимость инклюзивного использования логистических грузоперевозок, стимулирование внутреннего потребления, развитие экспорта продукции и построение платформ, обеспечивающих сквозные цифровые решения для формирования добавленной стоимости и обеспечения конкурентоспособности российского бизнеса. Программа создается для  повышения производительности труда и эффективности бизнеса сельхозпроизводителей, обеспечения максимально эффективных механизмов государственного управления в части финансовой поддержки, обучения граждан, окончательного решения вопросов продовольственной безопасности, а также повышения уровня жизни сельского населения Сценарий подразумевает пошаговое развитие цифровизации отечественного сельского хозяйства в производственных циклах. Учитывая «горизонтальный характер» трансформируемой отрасли в целом, это 17 обеспечит создание цепочек жизненного цикла производства и реализации продукции.
В рамках мероприятий программы, на первом этапе (2018 - 2021 гг.) внедрения программы происходит пилотирование методов стимуляции внедрения цифровых технологий сельхозпроизводителями (модель “give & take”), сбор и анализ объективных данных от участников рынка, реинтеграция и обогащение данных необходимых для цифрового хозяйства со стороны государственных источников информации. Пилотирование происходит на прототипе государственно-частной платформы «цифровое сельское хозяйство» с участием информационной системы Аналитического центра Министерства сельского хозяйства РФ. Вопросы разработки платформ «интернета вещей» для управления сельхозтехникой и оборудованием, интеграция данных в системы корпоративного управления, разработка коммерческих приложений «цифровое поле» и других рассматриваются в рамках программы с точки зрения обеспечения благоприятного режима создания высоко конкурентной среды. Программа создаёт мощный стимул для разработок таких платформ . На первом этапе участники программы совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации формируют и обеспечивают процесс определения динамических сезонных KPI по отраслям сельского хозяйства. Создается Национальный союз Цифровой трансформации. Взаимовыгодный обмен информацией и благами между участниками рынка и государством. Участники рабочей группы полагают, что создание открытых платформ, в том числе с прямой поддержкой со стороны государства, входит в задачу программы, так как практика государственных инвестиций в цифровые решения для формирования общего блага показывают свою эффективность сельского хозяйства, который будет выступать как Центр Компетенции программы, обеспечивающий не дискриминационный доступ к программе всем заинтересованным участниками агропромышленного рынка. Союз также отвечает за взаимоотношения по развитию евроазиатских контактов в области цифровизации сельского хозяйства. Ключевой задачей Союза станет изучение эффективности применения цифровых технологий, координирование пилотных внедрений на предприятиях в регионах РФ. Союз будет вести открытый справочник доступных технологий и давать рекомендации российскому промышленному комплексу для производства, локализации, разработке и импортозамещению технологий, имеющих первостепенное значение. Союз в том числе обеспечит: классификацию задач и выявление проблем в области внедрения киберфизических систем (интернета вещей), анализа больших данных, интеграции систем управления бизнесом и систем прослеживаемости и других информационных систем, используемых в сельском хозяйстве; ранжирование задач по степени важности и выявление частных проблем связанных с цифровизацией отрасли, включая нормативно-правовое регулирование ; формулирование решений в интересах отрасли; консолидацию мнений участников рынка и подготовку проектов нормативных документов и их согласование с представителями органов государственной власти; Союз будет проводить работу по взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти по вопросам эксплуатации цифровых технологий и адаптации законодательства, а также по координации с другими направлениями цифровой экономики.. Союз займется аналитическими исследованиями направленными на цифровое развитие АПК, анализ мировых тенденций, раскрытие экспортных возможностей и выработку рекомендаций по поддержке отечественных производителей цифровых решений для АПК.
Второй этап (2019 - 2024 гг) затрагивает крупные и средние сельскохозяйственные производства. Происходит масштабирование апробированных технологий хозяйствующими субъектами, в том числе используя меры стимулирования, за счет смещения господдержки в пользу предприятий, внедряющих процессы и технологии цифровизации с использованием методов объективного контроля за производством. Это, в свою очередь, позволит сельхозпроизводителям интегрироваться в мировое 19 пространство используя мировые стандарты соответствия требованиям качества и прослеживаемости продукции. На втором этапе происходит цифровизация технологий селекции, семенного фонда, генетического фонда производителей животноводства, применения геномной селекции, отдельно формируется цифровой план обеспечения продовольственной безопасности. Выстраиваются цифровые цепочки для поддержки логистики снабжения и сбыта продукции с параллельно происходящими процессами цифровизации транспорта и логистики, обмена информацией, получаемой с транспортных средств, с операторами цифровых платформ, заинтересованными ФОИВ, созданию цифровых логистических узлов (ОРЦ). Формируется цифровая платформа обеспечения социальным питанием5 на принципах ГЧП. Формируются и запускаются технологические и организационные основы для дистанционного обучения и повышения квалификации работников АПК с доступом к самым передовым технологиями в области сельского хозяйства и переработки продукции. Обеспечивается содействие научным учреждениям Российской Федерации, работающим в сельскохозяйственном направлении в запуске системы научного консультирования, производителей по технологиям выращивания сельскохозяйственных культур, животных и переработке продукции.
На третьем этапе создается сквозная система информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, будут оцифрованы все циклы сельхозпроизводства, что обеспечит снижение себестоимости и повысит доступность продукции, в том числе за счёт минимизации участия посредников в сбытовых цепочках. Произойдет цифровая фрагментация (разделение труда) и «уберизация» хозяйств (например, хозяин крупного рогатого скота и молочного производства отвечает только за кормление, выгул и дойку, поставку кормов, лекарств, убой, вывоз продукции осуществляют специализированные компании). На всех этапах внедряются частные цифровые платформы управления производством, облачные и “edge” системы управления киберфизическими системами и интернетом вещей, прогностические платформы для информационного обеспечения решения отдельных производственных задач.
Принципиальной особенностью внедряемых цифровых платформ в сельском хозяйстве является их открытость и глубокая интеграция в мета-систему, обеспечивающую поддержку жизненного цикла всей отрасли и контроль качества в рамках риск-ориентированного подхода на основе анализа данных и прогностических моделей. Прообразом мета-системы выступает государственно-частная платформа «цифровое сельское хозяйство» продолжающая своё развитие с первого этапа программы. Устанавливается разумный баланс между открытостью данных и конфиденциальностью данных участников хозяйственной деятельности. Цифровизация сельского хозяйства потребует обучения кадров, способных обслуживать технику и киберфизические устройства имеющих специальное техническое образование (не путать с программистами). В целом, экспертная команда программы цифровой экономики полагает, что в рамках цифровой трансформации должно создаваться множество информационных платформ, большинство из которых должны быть открытыми для участников индустрии. Это должно ускорить внедрение цифровизации, обеспечить конкуренцию между IT компаниями и консалтинговыми агентствами и обеспечить достоверность оборота данных в сельском хозяйстве.    
Ожидаемые условия партнёрства бизнеса и государства «Умное сельское хозяйство», согласно мировому рейтингу потенциального позитивного эффекта глобальных технологий, занимает 1-е место в мире, цифровизация сельского хозяйства России потребует активной фазы инвестиций в компании агропромышленного комплекса. Существенная часть непосредственной цифровизации процессов -- внедрение вещей интернета, развитие прикладной математики, консалтинг и обработка данных -- задачи, реализуемы только с привлечением частного финансирования.
Первый и вторые этапы будут реализованы в том числе за счёт привлечения инвестиций со стороны частных и институциональных инвесторов. В целом, России предстоит пройти этап привлечения инвестиций в цифровые технологии сельского хозяйства по аналогии США, Европы и Азии (активное привлечение инвестиций происходит в настоящее время). На третьем этапе участники рабочей группы прогнозируют активную. Широко используемый термин smart farming, smart agriculture, Global Opportunity Report фазу слияний и поглощений участников цифрового рынка в сельском хозяйстве. Основные инвестиции по развертыванию и сопровождению технологического оборудования для цифрового сельского хозяйства (в том числе в период реализации пилотных проектов) лягут на плечи бизнеса. Роль бизнеса заключается во внедрении надёжных, доступных, безопасных и экономически эффективных коммуникаций, вычислительных мощностей, информационных систем и сервисов, цифровых платформ, созданных с приоритетным использованием отечественных технологий, способствующих развитию сельскохозяйственного производства. Роль государства и планирования при масштабном развитии цифрового сельского хозяйства будет существенно расти за счёт предоставления благоприятных фискальных и регуляторных режимов, а также в части создания «тяжелой» инфраструктуры требующей максимально длинных инвестиций:  установленная (поощрительная) ставки банковского кредитования в зависимости от степени цифровизации, выражающейся в наличии механизмов получения объективных данных с кредитуемого хозяйства;  установленная (поощрительная) ставки страхового взноса в зависимости от степени цифровизации, выражающейся в наличии механизмов получения объективных данных с кредитуемого хозяйства; обеспечение доступа к данным спутникового зондирования в режиме онлайн и цифровым GIS подложкам максимальной детализации; непосредственное участие государства в решении международных вопросов связанных с увеличением объема экспортной продукции; совершенствование нормативного регулирования государством качества продуктов питания, информационного пространства и упрощения использования и ведения Реестра беспилотников и дронов (внесение изменений в: Постановление Правительства от 07.03.2008 № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства», Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1292- р «Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020», Распоряжение Правительства Российской Федерации № 297-р от 03.03.2012 г. «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской 22 Федерации на 2012 - 2017 годы», Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года», Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Воздушный кодекс Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной научно- технической политики в интересах развития сельского хозяйства» от 21 июля 2016 года № 350, «Стратегии повышения качества пищевой продукции до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101- ФЗ );  развертывание государственных погодных радаров и интеграция с частными метеостанциями хозяйствующих субъектов, обеспечивающих максимально точный локальный прогноз погоды с использованием анализа данных. Обработкой тысяч источников данных могут заниматься российские лидеры интернет технологий (такие как Яндекс или Мейл.ру); созданные системы цифрового транспорта и логистики вместе с оптово-распределительными центрами (ОРЦ, Агрохабы) сельхозпродукции становятся частью экосистемы сельскохозяйственного производства. Государство и частный бизнес в рамках создания программы «Цифровой транспорт и логистика» являются партнерами в строительстве этой инфраструктуры обеспечивающей нужды сельского хозяйства. Бизнес в целях цифровизации сельского хозяйства ожидает от государства участие в следующих направлениях: формирование методологии планирования, прогнозирования, мониторинга и отчетности при реализации Программ развития сельского хозяйства; снижение издержек организаций при предоставлении отчетности и взаимодействии с контрольно-надзорными органами в цифровом автоматизированном формате. Нативная интеграция отчётности в режиме приближенному к реальному времени. Сохранение традиционных методов отчётности для предприятий, не поддерживающих цифровые форматы сопровождения производства;  повышение эффективности принятия решений за счет перехода на электронный обмен документами (сведениями), автоматизации процедур и процессов, использования систем автоматизированной поддержки принятия решений; обеспечение координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и взаимодействие с представителями бизнеса по вопросам развития сельского хозяйства; обеспечение эффективными проектами доступными для масштабирования в регионах Российской Федерации, например проект «социальное питание»: формирование продовольственной корзины с использованием цифровых прослеживаемых цепочек производства продуктов; создание системы образовательных программ, обеспечивающих переобучение, современную грамотность специалистов, формирование компетенции кадров для цифрового сельского хозяйства. Оперативная адаптация законодательства к технологическим требованиям, необходимым для интенсивного внедрения цифрового сельского хозяйства; обеспечение координации РОИВов и ФОИВов в вопросах применения внедряемых цифровых технологиях в сельских регионах; стимулирование сельскохозяйственных производителей на внедрение цифровых технологий через государственную поддержку; оказание содействия телекоммуникационным компаниям в расширении зоны покрытия связью на сельскохозяйственных землях; максимальное внедрение электронного документооборота, отчетности, автоматизация государственных услуг и системы принятия решений.
Влияние на достижение показателей отраслевых стратегий (программных документов) также крайне актуально. Программа предполагает адаптацию нормативной правовой базы развития сельского хозяйства к новым видам отношений, регламентирующим деятельность новых объектов и субъектов цифровизации сельского хозяйства, создание инфраструктуры, технологий и платформ, обеспечивающих получение, хранение, обработку данных и защиту данных, подготовку квалифицированных кадров, обеспечение информационной безопасности, развитие прикладных решений для нового качества использования информационно-телекоммуникационных технологий. Внедрение технологических решений в программу развития сельского хозяйства поможет обеспечить российским компаниям равные конкурентные условия на международном рынке сельскохозяйственной продукции, занять лидирующие позиции в производстве и реализации органической продукции. Индикативными показателями являются следующие результаты: развитие ЕИУП (Единое информационное управляющее пространство), адекватное вызовам времени в сфере продовольственной безопасности, производства и рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также управления АПК Российской Федерации; повышение качества и оперативности принятия управленческих решений в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом (в том числе в условиях ЧС) на основе использования современных аналитических методов и инструментов интеллектуальной работы с информацией, долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития сферы сельскохозяйственного производства и рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение на этой основе эффективности государственной поддержки российских сельскохозяйственных товаропроизводителей; оперативное удовлетворение изменяющихся потребностей пользователей в государственных информационных ресурсах и прикладных сервисах в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом; упрощение и оптимизация спектра показателей агропромышленной информации, сокращение сроков сбора, обработки данных и представления потребителям, переход к обработке данных в реальном времени; повышение достоверности результатов сельскохозяйственной переписи и сведений о сельскохозяйственных товаропроизводителях; уменьшение времени получения данных о гидрометеорологических условиях, фитосанитарной и эпизоотической обстановке, состоянии рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, состоянии технических, земельных и кадровых ресурсов;  сокращение времени оперативного реагирования на вызовы и угрозы с целью обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности России за счет применения современных научных методов формирования качественных долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития сферы сельскохозяйственного производства и рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также рекомендаций в области управления агропромышленным комплексом; цифровая инвентаризация и мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, повышение уровня контроля состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения; максимальное расширение спектра предоставляемых в электронном виде государственных услуг и информационных сервисов региональным и 25 муниципальным органам власти и сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности; создание условий для равного доступа граждан к информации о состоянии агропромышленного комплекса; интенсификация предоставления научных знаний и практических рекомендаций в области агропромышленного комплекса; дальнейшее совершенствование нормативно-технической и организационно-методической базы применения эффективных информационных технологий в АПК. Широкое внедрение современных информационных технологий в обеспечение деятельности органов управления АПК и регулирование агропродовольственного рынка; информационная безопасность СГИО СХ (Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства) на уровне, адекватном характеру угроз информационной безопасности и значимости задач обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, с учетом изменений СГИО СХ, происходящих в ходе её развития.
Агробизнес в России достиг определённой зрелости, о чём свидетельствуют стабилизация уровня инвестиций в сельское хозяйство и рост конкуренции среди производителей сельхозпродукции. В АПК растёт объём и качество применения современных технологий, в том числе систем сбора, хранения и обработки данных. Применяются данные со спутников, датчиков, из операционных и транзакционных систем. При этом увеличивается как объём данных, так и потребность в их качественной обработке и достоверных выводах, на которые можно полагаться, принимая решения.
«Важнейшее значение для перевода АПК на «цифру» имеет своевременная подготовка высококвалифицированных кадров», - полагает председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимир Кашин.
«Минсельхоз России поддерживает практические достижения Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии в плане подписания соглашения с Аналитическим центром Минсельхоза России и перевода АПК на «цифру». НГСХА явилась пилотным агровузом, подписавшим соглашение с Аналитическим центром Минсельхоза России. И это очень правильно, потому что теперь студенты имеют возможность пользоваться нашей цифровой платформой, видеть цифровые решения, подходы, платформы. Практику взаимодействия НГСХА с Аналитическим центром Минсельхоза России необходимо продолжить во всех агровузах страны», - заявил статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Иван Лебедев.
«Сегодня НГСХА действительно является среди агровузов страны флагманом цифровизации АПК. Идёт активное взаимодействие учёных и студентов академии с Аналитическим центром Минсельхоза России, учёными вуза активно внедряются самые современные системы и технологии в сельское хозяйство, наработан колоссальный опыт, агроинвесторы федерального и международного масштаба реализуют свои проекты именно при поддержки агронауки сельхозакадемии, в рамках регионального проекта «Стратегия развития Нижегородской области» НГСХА является ключевым звеном в её реализации. Инновационно и информационно развитый агровуз в Нижнем Новгороде максимально открыт для партнёрства и развития совместных проектов. Безусловно, эти все достижения – результат работы высокопрофессиональной команды НГСХА и лично ректора Александра Геннадьевича Самоделкина», - глубоко убеждён ведущий аграрный журналист-консультант, член Союза журналистов России по Москве и Союза журналистов Москвы Василий Тютин.
«В России оформляется спрос на промышленные аналитические системы и, в частности, углублённую аналитику АПК, которой учёные НГСХА заняты совместно с коллегами из Аналитического центра Минсельхоза России. Подготовке соответствующих специалистов в НГСХА мы уделяем особое внимание. В тесном сотрудничестве НГСХА с Минсельхозом России и всеми его структурами, Комитетом ГД по аграрным вопросам, Комитетом СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, губернатором Нижегородской области Глебом Сергеевичем Никитиным мы разработали ряд принципов новой информационной индустриализации экономики в АПК. Необходимо разработать и утвердить программу обучения для подготовки кадров для работы и обслуживания средств цифровой экономики – разработать профессиональный стандарт. Этим сейчас плотно занимается проректор по научной и инновационной работе НГСХА, член Совета по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса, доктор сельскохозяйственных наук. профессор Елена Владимировна Дабахова. Разрабатывается перечень показателей и системы их внедрения в единую базу данных; разрабатываются инструкции по внесению информации и её использованию; важно создать условия для внесения в информационные базы данных только объективной и достоверной информации, необходимо установить персональную ответственность; также, успешно разрабатывается и соответствующее ПО. Хотело бы подчеркнуть, что Нижний Новгород славен в стране своими IT-разработками, переводом экономики на «цифру» в целом, а сотрудники и студенты НГСХА успешно переводят инновационные ИТ-решения в практическую плоскость на благо отечественного АПК», - считает ректор НГСХА, заслуженный ветеринарный врач РФ, почётный работник ВПО РФ, доктор биологических наук, профессор Александр Самоделкин.

Фотоотчёт -- https://ngsha.livejournal.com/306591.html

Источник: ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия» -- http://nnsaa.ru/























Комитет Государственной Думы по аграрным  вопросам совместно с Комитетом  Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству   провел  17 октября 2018 года в  Малом Зале   (Охотный ряд, д.1) парламентские слушания на тему: «Законодательные аспекты регулирования правоотношений отечественных товаропроизводителей и торговых сетей (законопроект №364444-7)».

В ходе указанного мероприятия состоялось обсуждение следующих вопросов:

- защита отечественных товаропроизводителей от дискриминационных практик торговых сетей;

- правовые аспекты развития цифровой экономики в АПК (расширенное заседание НЭС Комитета ГД по аграрным вопросам).

Доклад Председателя Комитета ГД по аграрным вопросам В.И. Кашина

Презентация к докладу В.И.Кашина

Презентация Института развития цифровой

Презентация Минсельхоза России

Презентация ЗАО "Совхоз им. Ленина"

Презентация АНО ВО "Университет Иннополис"